26 Февраля - День Памяти жертв психиатрии
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Омбудсмен: деньги душевнобольных тратили на нужды больницы
Проверка сотрудниками аппарата уполномоченного по правам человека и самого регионального омбудсмена выявила множество нарушений прав душевнобольных, которые имели место в учреждениях Томской области. Об этом сегодня на пресс-конференции в медиацентре «РИА-Томск» рассказала региональный омбудсмен Елена Карташова.
«В 2015 году был подготовлен доклад о соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Мы изучали положение дел в двух больницах: томской психиатрической больнице, в двух северских отделениях, а также в двух психоневрологических интернатах, в Шегарском и в Томском районах. Основные проблемы: это слабая доступность юридической помощи для пациентов больниц, использование практически бесплатного труда пациентов. А также были выявлены факты неправомерного расходования средств пациентов сотрудниками учреждений», — рассказала Елена Карташова.
Так, по словам Карташовой, пациенты в больницах не имели возможности получить не только саму бесплатную юридическую помощь, но и информацию о ней. А сотрудники медучреждений тоже не могли предоставить такой информации. Сейчас там появились стенды с номерами бесплатной юридической помощи.
Также, по словам Елена Карташовой, в учреждениях, где лечат душевнобольных людей, зачастую путают понятия «трудотерапия» и «труд». Трудотерапия осуществляется только по назначению врача, который должен оценивать, насколько такое лечение полезно для пациента, а если трудотерапия не приносит пользы, ее необходимо отменять. А вот труд, по словам омбудсмена, в результате которого создается какая-то услуга или продукт, должен быть оплачен.
По данным Елены Карташовой, в Шегарском психоневрологическом интернате труд пациентов оплачивали очень дешево: люди получали по 200 рублей в месяц. При этом они занимались уборкой территории и даже уходом за лежачими больными, чем, в принципе, должен был заниматься персонал интерната. Кроме того, при проверке были выявлены проблемы с охраной труда. Результаты проверки были доведены до сведения учредителей интерната.
Кроме того, проверки сотрудников правоохранительных органов и омбудсмена показали, что в некоторых учреждениях личные средства пенсионеров расходовались сотрудниками больницы или интерната.
«Большинство таких случаев произошло из-за недостаточного контроля общественности за этими учреждениями, и все факты были выявлены уже после того, как деньги были потрачены. Для сведения, личные средства пациент больницы и интерната тратит только на себя и никуда более, или же опекун обязан их тратить только на него. На деле же было выявлено, что в северском отделении больницы на деньги пациентов были куплены тонометры, в шегарском интернате — закуплена туалетная бумага, и тому подобное», — рассказала омбудсмен.
По словам Елены Карташовой, в стране в принципе отсутствует служба защиты прав пациентов, хотя по закону она должна была быть создана еще 20 лет назад. Практически все случаи дискриминации душевнобольных пациентов со стороны медиков и властей — как раз-таки следствие отсутствия общественного контроля.